Золотой ключик экономики: ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

ЧТО ИМЕЕМ?
Рассмотрим ситуацию от общего к частному.
По данным голландско-российской исследовательской компании Lighthouse, масштабы проблемы таковы: потребление энергии в российской промышленности превышает уровень аналогичных предприятий других стран на 40–220%, эффект от внедрения энергоэффективных технологий для российской промышленности оценивается в 24,2 млрд. долларов США ежегодно. Что же, отличный старт для принятия решительных мер по заштопыванию дыр в технологическом процессе выработки энергии и зарабатыванию повышенных доходов.
Однако на практике все намного сложнее. Если взглянуть на ситуацию более пристально, становится очевидным, что речь идет отнюдь не о технологической революции… Никто не придумал новое топливо, и законы физики все те же. Речь идет о сберегательных технологиях, обмене наилучшим опытом. Требуется комплексный подход с целью получения наибольшего экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий, которые должны затрагивать не только внедряющие и обслуживающие организации, но и конечного потребителя, так как позволяет экономить на затратах на тепло– и электроэнергию.
Для инвестора энергосберегающие проекты при правильной оценке означают выгодное вложение и надежный возврат вложенных средств. Это в идеале. А пока ситуация следующая: «Просроченная задолженность россиян за предоставленные им коммунальные услуги в 10 раз превышает сумму которую Украина должна выплатить России за газ.
Наши сограждане не заплатили предприятиям ЖКХ 248 млрд рублей, а Украина должна вернуть России 28 млрд рублей», – приводит впечатляющие данные newsru.com. В 6 регионах России задолженность населения перед ресурсоснабжающими организациями составила 86,6 млрд рублей, то есть 35% от общей суммы. Еще 21 субъект имеет долги менее 1 млрд рублей каждый.
Глава Минстроя России Михаил Мень в качестве спасительной пилюли предлагает сконцентрироваться на сбалансированности тарифов
на газ и электроэнергию и тарифов, устанавливаемых для предприятий ЖКХ и населения, и ввести дифференцированный размер пени
за нарушение потребителями сроков оплаты коммунальных услуг в зависимости от периода накопленной задолженности. Хороший вариант, но перспективы его реализации весьма туманны.
Предлагается также удвоить штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг. Соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» уже направлены в Госдуму. Согласно предложению Минстроя, уже в этом году пени за просрочку вырастут с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (в настоящее время она составляет 8,25 процента годовых) до 1/170. Таким
образом, начиная с 91-го дня просрочки неплательщик будет выплачивать управляющим компаниям 17,7 процента годовых от неуплаченных сумм.
Причем штрафы будут выплачиваться не только гражданами, но и всей цепочкой поставщиков коммунальных услуг.

zke-001
«Я считаю, что этот штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь, по сути, неоплата есть кредит неплательщику», — заявил замминистра строительства и ЖКХ, главный госжилинспектор Андрей Чибис.
Есть что возразить на это министру? Конечно, есть. Нельзя все риски по определенной отрасли переносить на один субъект правоотношений. Но для нас это, к сожалению, обычная практика: платит всегда менее защищённый. Да и платит ли? Почему-то в «назначениях» министра нет ни слова о том, что необходимо осваивать и внедрять новые технологии энергосбережения, технологии, позволяющие снизить общий рублевый оборот отрасли?

zke-002

ПОИСК РЕШЕНИЯ
Сберегать, а не копить долги. С одной стороны, энергосбытовым организациям (владельцам теплосетей) свои условия диктует генерирующая компания, поскольку тепловую энергию невозможно вернуть поставщику обратно, а объем ее подачи заранее оговорен, от него зависит цена. В этой ситуации нет возможности регулировать свою задолженность перед поставщиком.
С другой стороны, тепло нельзя аккумулировать, его необходимо сразу передать потребителям без гарантии своевременной оплаты. Как в таких условиях решить экономический ребус и не накапливать из года в год долг? Если взглянуть на проблему с точки зрения генерирующей компании, то можно увидеть, что во многих случаях она вместо расчетов за тепло получает только растущий долг. Судиться при этом бессмысленно, поскольку у теплосети отсудить можно только ржавые трубопроводы и старые ЦТП. На лицо глубочайший кризис отрасли, который Минстрой предлагает решить… Впрочем, мы уже об этом писали выше.

zke-004

Вернуть тепло нельзя, но можно ведь передать дальше, т.е. перераспределить другим абонентам, а для этого необходимо один раз использованный носитель готовить к следующему применению.
Потери тепла при транспортировке максимальны обычно именно на участке теплосети и могут быть значительно выше нормативного «потолка», который учитывается при формировании тарифов.

ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ?
Получается замкнутый круг: теплосеть не имеет средств на реконструкцию теплотрасс и модернизацию инженерной инфраструктуры, а значит, неизбежно растут теплопотери, которые в свою очередь ведут к еще большим убыткам ресурсоснабжающей организации. В результате все перечисленные проблемы становятся головной болью бюджетов разных уровней, из которых приходится покрывать долги и потери.

Как с этими задачами справляются в Сургутском районе, рассказала заместитель главы Сургутского района по ЖКХ Чурикова Оксана Геннадьевна.

zke-005
Чурикова Оксана Геннадьевна
Заместитель главы администрации Сургутского района

ДОСЬЕ:

Чурикова Оксана Геннадьевна родилась 25 ноября 1973 года в городе Междуреченск Кемеровской области.

В 1991 году поступила на дневное отделение Томского политехнического университета (факультет промышленной теплоэнергетики), который окончила в 1996 году по специальности «инженер промтеплоэнергетик».

С 2000 года работает в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

С февраля 2003 года по настоящее время работает в комитете жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района в должности заместителя главы администрации района – председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи


Залогом успеха мероприятий, направленных на повышение эффективности использования тепла в ЖКХ, является их комплексный характер. Необходимы: 1)оптимизация потребления тепла; 2) оптимизация его подачи в сеть.
Начиная с 2011 года на территории Сургутского района при проектировании жилой застройки новостройки обеспечивают индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП). К примеру, в городском поселении Фёдоровский 8 многоквартирных домов запроектировано и построено с индивидуальными тепловыми пунктами, в городском поселении Белый Яр 4 многоквартирных дома, в городском поселении Лянтор 21 многоквартирных дома запроектированы, построены и оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами.

Достигнуты следующие показатели:

– экономия тепловой энергии от автоматизации центральных тепловых пунктов (ЦТП) составляет около 10% от годового потребления на отопление, за счёт автоматизации регулирования отпуска тепла конкретному абоненту (зданию) экономится до 25%;
– снижаются эксплуатационные затраты на 40-60%;
– потери тепла при транспортировке горячей воды снижаются в два раза;
– общая длина трубопроводов тепловой сети сокращается в 2 раза, следовательно, сокращается аварийность сетей;
– капиталовложения в тепловые сети, а также расходы на строительные и теплоизоляционные материалы снижаются на 20—25%;
– расход электроэнергии на перекачку теплоносителя снижается на 20- 40%;
– автоматически поддерживаются комфортные условия проживания за счёт контроля параметров теплоносителей: температуры и давления сетевой воды, воды системы отопления и водопроводной воды; температуры воздуха в отапливаемых помещениях (в контрольных точках) и наружного воздуха;
– возможна точная наладка и выбор режимов теплопотребления, что позволяет собственникам  жилья при наличии решения собственников жилья выполнять регулировку параметров (остановку) ИПТ; оплата потреблённого тепла будет осуществляться по фактически измеренному расходу за счёт использования приборов учёта.
Также на территории Сургутского района при проектировании и строительстве применяется технология с использованием автономных источников питания, в сельском поселении Русскинская построен 1 дом (ул. Новосёлов,10) с крышной газовой котельной, в сельском поселении Солнечный -1 дом (ул. Молодёжная, 7), в городском поселении Барсово 2 дома (ул. Киевская, 1/2, ул. Центральная, 11) с газовыми крышными котельными.
Автономные источники питания используются не только при строительстве домов, но и на объектах социальной сферы. В 2014 году на крыше
детского сада «Сибирячок» городского поселения Белый Яр установили солнечные батареи. Это уникальный для северного региона пилотный проект.
Детский сад сам обеспечивает себя горячей водой, а помогает ему в этом энергия солнца. Обслуживания система не требует, если нет солнца — сама
переключается на центральную магистраль теплоснабжения. В принципе, проведя реконструкцию сетей, возможно полностью перевести здание на
солнечное отопление.
В перспективе в рамках разработки схемы теплоснабжения в с.п. Ульт-Ягун предусматривается использование индивидуальных источников тепла
(например, двухконтурных газовых котлов мощностью 24 кВт и выше) для теплоснабжения и ГВС перспективной индивидуальной жилой застройки.

Когда и генерация, и распределение тепла находятся в одних руках, здесь можно говорить и об упрощении расчетов с конечным потребителем и о снижении итоговой себестоимости тепла. В этом случае генерирующая компания напрямую заинтересована и в экономии при транспортировке тепла (т.е. модернизации теплосетей), и в экономии для потребителя.
Ведь тот ресурс, который недобирает один потребитель, всегда можно отдать другому, а число их постоянно растет по мере присоединения новых абонентов. Значит, появляется реальная перспектива экономии
на строительстве новых генерирующих мощностей.

Решение есть – концессионное соглашение. На сегодняшний день имеется положительный опыт, в ХМАО оформлено 14 таких соглашений. Что такое концессия? Это способ передачи муниципального имущества в управление инвестору (коммерческой организации) на основании инвестиционного соглашения с конкретными обязательствами по реконструкции и модернизации этого имущества и достижения определенных показателей энергоэфективности – и все это под чутким руководством собственника. Иногда такое соглашение предполагает финансовую долю участия собственника, т.е. муниципалитета.
Такое решение в первую очередь позволяет применять комплексный подход к решению задач энергоэфективности. Муниципалитеты ограничены
утвержденными фондами бюджета, требованиями и регламентами законов ФЗ-223, ФЗ-44 и не имеют возможностей для экономического маневра, совсем другое дело, когда такую задачу решает концессионер.
Получив контроль над всей системой распределения тепла, генерирующая компания может осуществлять ее комплексную модернизацию, не будучи связана конфликтами интересов или границами балансовой принадлежности.
Реализованные проекты показывают, что появление у теплосетей собственника, финансово заинтересованного в экономии, позволяет, несмотря на печальное состояние оборудования и трубопроводов, в кратчайшие сроки коренным образом изменить ситуацию. Особенно актуально это становится в условиях экономического кризиса, когда снижение энергоемкости производства становится решающим фактором развития..

 


Добавить комментарий