Как победить страх общения в эпоху интернета

Ирина Хакамада

ДОСЬЕ. Российский политик и публицист, кандидат экономических наук, писательница, радиоведущая, телеведущая.
Читает мастер-классы о том, как в современной России быть успешным, оставаясь свободным человеком. Преподаёт в МГИМО, тренинговой компании «Сити-класс», Международной бизнес школе Финансовой Академии при Правительстве РФ, читает видеокурсы в СГА и MBS. В 2008 году по материалам мастер-классов выпустила книгу «SUCCESS в большом городе». Ведёт одноименную передачу на телеканале «Парк развлечений». Вела радиопрограмму «Интеллектуальное айкидо» на Русской Службе Новостей, в данный момент ведёт передачу «Высокое напряжение».

Век информационных технологий не освобождает нас от необходимости искусно общаться. Классическая формула, выведенная на деловом Западе еще в 1990-е: «100% успеха = 80% коммуникации + 20% профессионализма» по-прежнему актуальна, причем в эпоху нестабильности в еще большей степени. Сбалансированная же коммуникация помогает управлять бизнесом, находить заказы и клиентов даже на дне кризиса, ловить сигналы будущего от умных собеседников, общаться с продвинутыми людьми, влюблять в себя достойных лиц противоположного пола, начинать новую жизнь с новыми партнерами и друзьями. Всего не перечислить.


Об искусстве живого общения

В Интернете нет живой человеческой энергии, она не передается даже по скайпу… Так, поехали осваивать ресурс общения с людьми во плоти и крови? С живыми.

И что же для этого нужно сделать в первую очередь?

ix-001

  1. Убрать страх. Мой приятель Игорь Золотарев, мастер спорта международного класса по стрельбе, всегда повторяет: «Смелые – это не те, кто не испытывает страха, а те, кто побеждает его».
  2. Проявляйте инициативу в общении. Начинайте, а не ждите, когда это сделают за вас другие.
  3. Подмечайте детали, обращайте внимание на мелочи и, анализируя их в режиме онлайн, получайте дополнительную информацию о собеседнике.
  4. Кстати, когда мы молчим, то сходим за умных. Это привлекает окружающих и тоже не требует от нас специальных усилий. Однако пользуйтесь этим лишь иногда.
  5. Улыбайтесь, открыто смотря в лицо собеседнику. Недолго. И с живым интересом в глазах. А то можно улыбаться с холодным взглядом. Так вы будете похожи на профессионального убийцу, что, может быть, хорошо в Голливуде, но не в жизни, при поиске контактов.
  6. Научитесь рассказывать анекдоты и шутки. Если люди смеются, то вы победили, прежде всего, самого себя. Самоирония – высший класс!
  7. Напишите и выучите топик «Разговор ни о чем»: погода, профессиональные байки, искусство, путешествия, политика, публицистика – сойдет всё. Неоценимы в первые десять минут общения. Вы соберете кучу визиток, и процентов пять из них точно сработает.
  8. Составьте список нужных контактов и выходите на связь под любым предлогом. Увидите, работает на ура. Люди хотят общаться, особенно, как это ни странно, в эпоху Интернета. Только следите за тем, чтобы быть для приглашенного интересным собеседником!

Ну, вот, если всё попробовать – получится сбалансировано общительный человечек. У меня на это ушло лет десять, но ведь никто не направлял! Можно быстрее.


Когда мы молчим, то сходим за умных. Это привлекает окружающих и тоже не требует от нас специальных усилий. Однако пользуйтесь этим лишь иногда


Специфика медиакоммуникации

Но вдруг так случилось, что общаться надо с журналистами. Информационщики – ребята особые, в общении с ними есть своя специфика. Журналистам нужна провокация, событие. Даже симпатизируя вам, они всегда преследуют свою цель: поднять рейтинг издания, а не ваш. Осторожно! Делайте всё, чтобы расположить их к себе, но никогда не доверяйте им полностью. Я не говорю о желтой прессе, лучше ее не читать, в суды на нее не подавать, просто игнорировать. Но даже с нормальными изданиями нужно держать ухо востро.

Итак, давая интервью, надо:

  • включить обаяние, но не расслабляться;
  • говорить то, что вы хотите донести до делового и профессионального сообщества, а не то, что нужно журналисту. Он всего лишь канал передачи ваших мыслей;
  • уважать журналиста и дать ему то, чего он хочет, – событие. Даже банальную мысль можно сформулировать ярко и нетривиально;
  • не растекаться мыслью по древу. В этом случае возрастает риск того, что журналист будет находить в ваших словах ложные смыслы. Говорить четко, вкусно, лаконично;
  • не реагировать на провокации: не оправдываться, а тут же небрежно, с улыбкой нападать.

Как-то на региональном телевидении девушка строгим голосом, не улыбаясь, спросила меня: «Работа и хорошая мать – вещи несовместимые, вы согласны?» Сразу было видно, что для нее это вопрос риторический – она была согласна.
Я: Вы замужем?
Журналистка (растерявшись): Да.
Я: Дети есть?
Журналистка: Нет.
Я: А если будут, то уволитесь? Вы – не профессионал? Ваша работа – так… промежуточная станция? Я думаю, нет. А значит, и мамой будете хорошей, и журналисткой.
Журналистка: Давайте перейдем к следующему вопросу.

Если идет запись, журналист, возможно, выкинет этот неприятный для него кусок; а в прямом эфире вы окажетесь победителем, косвенно высказав свою позицию, сделав комплимент оппоненту и вызвав уважение аудитории.

На телевидении важно, кроме всего перечисленного, правильно расположить себя в пространстве. Постановка ног, прямая спина, посадка чуть-чуть вполоборота, чтобы оставлять пространство сзади и не делаться плоским, поворот головы, в меру живые руки, улыбка, выражение глаз. Камера всё высвечивает: злость, растерянность, страх, особенно на крупных планах. Приучайтесь садиться так, чтобы, даже говоря с журналистом, вы ловили камеру. Ведь ваша цель – контакт со зрителями. Вы не просто ведете диалог с журналистом, а общаетесь с миллионами. Ключ к успеху – контролируемая расслабленность, как у актера, играющего самого себя. Итак, телевизор требует:

  • естественности и эмоций;
  • контроля за словом и телом;
  • обаяния и силы.

ix-002
Звучит чудовищно сложно! Но всё не так страшно. Главное – практика и разбор полетов. В первый раз мало у кого получается, но, если анализировать выступления и делать «работу над ошибками», каждый следующий эфир будет лучше. А если телевизор – не обязательное условие продвижения в профессии, можно и вовсе на всё плюнуть. Провались она пропадом – минута славы!


Добавить комментарий