Кто защитит инвестора от монополистов?

Чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность России, необходимо найти способы противодействия волоките чиновников и монополистов в сфере градостроительных отношений, а также создать условия для того, чтобы инвесторы могли самостоятельно определять объемы и направления капитальных вложений.


Сергей Волков
заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы
по Свердловской области

Досье. 

Служебную деятельность в системе антимонопольных органов начал с мая 2002 года в качестве специалиста и на сегодняшний день замещает должность заместителя руководителя, на которую назначен в порядке должностного роста Приказом ФАС России от 05.07.2006 № 268-К. Неизменно курирует участок работы по правовому обеспечению деятельности Свердловского УФАС России, возглавляя юридический отдел.

Приказом ФАС России от 20.06.2007 № 734-К присвоен классный чин – советник государственной гражданской службы РФ 3 класса.

Повышение квалификации:
Российская академия государственной службы при Президенте РФ по направлению «Государственная антимонопольная политика» (2007 г.).


Конкуренция как необходимое условие

Для идентификации товарных рынков в сфере строительства необходимо различать два момента.

Прежде всего, под строительством понимается деятельность, осуществляемая на основании договора строительного подряда, по которому подрядчик возводит на земельном участке заказчика (застройщика) недвижимость не для себя, а для заказчика. В этом случае конкуренция среди подрядчиков перед заказчиком проявляется на рынках строительных работ.

Другой момент, когда застройщик собственными силами осуществляет строительство на своем земельном участке, возводя недвижимость для себя. В этом случае подрядчик и заказчик совпадают в одном лице, а потому не происходит как обращения строительных работ, так и конкуренции среди подрядчиков перед заказчиком.

Вместе с тем, если построенные любым из указанных способов объекты вводятся застройщиками (заказчиками) в оборот, то конкуренция проявляется уже среди них и на рынках в сфере недвижимости. Также независимо от способа строительства, ещё до его осуществления, каждый из застройщиков уже является таким субъектом инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, как инвестор. При этом такие инвесторы одновременно являются субъектами градостроительных отношений, а для антимонопольного регулирования специфика этих отношений проявляется в том, что они оказывают влияние на различные рынки, где земля (иная недвижимость) является основным ресурсом (капиталом), в том числе при объединении с другими ресурсами в единый производственный процесс, имеющий целью производство продукции или оказание услуги (дело А60-23724/2014).

Добро пожаловаться!

Одним из основных принципов регулирования градостроительных отношений является обеспечение единства требований к порядку взаимодействия застройщиков с уполномочеными органами и сетевыми организациями путем установления для последних исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства для подготовки первыми документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства (реконструкции). На сегодня исчерпывающий перечень процедур утвержден только в сфере жилищного строительства (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 403) и включает процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории; с заключением договоров подключения, а также с архитектурно-строительным проектированием; с осуществлением строительства (реконструкции); с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, госрегистрацией прав на построенный объект, заключением договоров ресурсооснабжения.

В свою очередь, в целях создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в рамках государственного регулирования предусмотрено принятие антимонопольных мер (пп. 1 п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ). В качестве одной из них являются вступившие 10.01.2016 в силу изменения в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, устанавливающие порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб застройщиков на нарушение уполномочеными органами и сетевыми организациями процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства. Предметом обжалования являются совершенные при осуществлении этой процедуры такие незаконные действия (бездействие), как отказ в приеме документов (заявлений) или предъявление излишних требований к лицу ( документам) – сетевой организацией, так и нарушение срока осуществления процедуры или предъявление требования осуществить не включенную в перечень процедуру – как сетевой организацией, так и уполномоченным органом.

Поработаем над ошибками вместе

Принятые антимонопольные меры призваны обеспечить инвестиционную привлекательность России путем оперативного противодействия волоките чиновников и монополистов в сфере градостроительных отношений, обеспечения условий для самостоятельного определения инвесторами объемов и направлений капитальных вложений. Поэтому и сужен круг заявителей за счет исключения физических лиц, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство и не являющихся хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в сфере жилищного строительства антимонопольный орган уже сегодня наделен полномочиями по защите прав застройщиков в административном порядке, который автоматически по истечении шести месяцев с момента появления исчерпывающих перечней процедур в иных сферах будет распространяться и на них.

Причем эффективность применения антимонопольным органом этих мер напрямую зависит от степени активности самих застройщиков, жалоб от которых в Свердловское УФАС России пока не поступало. Соответственно пошел и пиар этих новых полномочий. Мы в открытую предлагаем застройщикам обратиться к нам хотя бы с «пустой» (заведомо необоснованной) жалобой, чтобы отработать на ней механизм и процессуальные документы, дабы снять соответствующие риски при последующем рассмотрении жалоб на уже действительно имевшие место нарушение процедуры.

Обжалованию подлежит!

Необходимо обратить внимание на то, что из предмета обжалования исключены действия (бездействие) Росреестра, а в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства не входят процедуры, связанные с заключением договоров ресурсооснабжения относительно уже введенных в эксплуатацию объектов.

Также в Свердловское УФАС России от застройщиков после случившегося присоединения ФСТ к ФАС стали часто поступать жалобы на действия, связанные с установлением платы за подключение. Здесь следует отметить, что компетенция в области государственного регулирования цен (тарифов) и осуществления надзора за их применением распределена между федеральными и региональными органами. Причем последние по отношению к первым обладают высокой степенью самостоятельности, а указанные изменения на федеральном уровне не изменили компетенцию РЭКов. При этом ни одно из перешедших от ФСТ к ФАС полномочий в отношении РЭКов не было передано ФАС своим территориальным органам, а потому жалобы на те действия РЭК, рассмотрение которых ранее входило в компетенцию ФСТ, на сегодня следует подавать непосредственно в ФАС. Если в будущем ФАС наделит территориальный орган полномочием в отношении РЭКов, тогда и будем воздействовать на регуляторы.

Исходя из имеющихся у территориальных органов ФАС полномочий по статьям 15 и 16 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы обжалуемые действия (бездействие) ограничивали конкуренцию на конкретном рынке. При этом государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в сфере естественной монополии, где обращение товаров происходит заведомо в отсутствие конкуренции. В таких случаях остается единственная возможность установить факт ограничения конкуренции на смежном рынке. Допустим, обжалуются действия, связанные с установлением тарифа на подключение к сети водоснабжения. На данном рынке конкуренции нет, в то время как на рынке недвижимости, подключаемой к этой сети, она уже есть, и этот рынок нужно проанализировать. Далее, например, для установления дискриминации застройщиков необходимо обосновать, в какой степени занижение или завышение тарифа на подключение отразилось на цене подключаемой к сети недвижимости. Этот сложный путь мы сейчас мы и пытаемся реализовать. Намного проще и эффективнее перепроверить в рамках перешедших от ФСТ к ФАС полномочий только соответствующие действия без выявления множества сопутствующих ему обстоятельств. К тому же ФАС намерен изменить все методики ФСТ в этой сфере, закладывая другие принципы регулирования.


Добавить комментарий