В своих стрелять!

Рассмотреть доходы от банковских депозитов как потенциальную налоговую базу российское правительство подтолкнула ситуация, возникшая незадолго до экономического кризиса в России. В марте 2013-го средства на общую сумму 4,4 млрд евро правительство Кипра вознамерилось изъять у физических и юридических лиц. Инструмент был задействован как раз тот, который сегодня рассматривает министерство финансов – налог на депозиты.


Политика двух стандартов?


Российское Министерство финансов пристально изучило опыт ближнего зарубежья, когда, например, с ноября 2015 года в Белоруссии объектом обложения подоходным налогом стали доходы граждан с процентов по некоторым банковским вкладам. Согласно решению, принятому белорусским правительством, налог на доход начисляется на те вклады, срок возврата которых меньше одного года для вкладов в белорусских рублях, и меньше двух лет – для депозитов в иностранной валюте; при условии, что процентная ставка по этим договорам вкладов больше, чем ставка по вкладам до востребования.

Депозитная база – это и крупные, и массовые вкладчики – пока работает на российскую экономику. Не стоит эту конструкцию проверять на прочность.

Антон Силуанов
министр финансов Российской Федерации. Член Совета Безопасности Российской Федерации. Член наблюдательного совета Сбербанка России

Аналогичная картина с налогами на доход от депозитов в Украине: дебаты об этом налоге в стране шли с 2004 года, но после государственного переворота в 2014-м жесточайший экономический кризис вынудил украинское правительство узаконить и этот налог. Председатель правления «Укркомбанка» Алексей Выгора скептически оценил перспективы нововведения, отметив, что эта мера «ни к чему не приведет, вкладчики ничего не выиграют от того, если перестанут нести деньги в банки и размещать их на депозиты».

Никто не удивился, когда по странному совпадению дейстивия Кипра привели к серьезному волнению верхушки российской власти; ведь до этого решения остров считался «налоговым раем». Президент Владимир Путин оценил эти меры как «несправедливые, непрофессиональные и опасные». Позднее министр финансов Антон Силуанов  посетовал, что жесткие меры против держателей немалых денег в банках средиземноморского острова (среди которых подразумевались, конечно, в значительной степени россияне), создает «прецедент для оттока вкладов из проблемных стран еврозоны» и «снизит уровень доверия к мировой банковской системе».


Безналоговая альтернатива вкладам найдется!


Сегодняшнюю инициативу Минфина невысоко оценивают и сами банковские специалисты. Например, главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова предположила, что может начаться отток вкладов: владеющие значительными средствами на депозитах начнут перемещать их на финансовые рынки. В качестве альтернативы экономист рассматривает облигации, подчеркивая при этом, что «объект для фискального интереса выбран Минфином не вполне удачно, чаще на депозитах находятся не такие значительные суммы. Людям достаточно сложно нести деньги куда-то вне банка».

Наталья Орлова
главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа «Альфа-банка», Доктор наук, профессор, преподаватель Высшей школы экономики, участник Консультативного совета по вопросам денежно кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора при председателе Банка России.

«У нас уже давно нет никакой тайны вкладов, – говорит бывший депутат Госдумы, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. – И де-юре, и де-факто государство давно имеет доступ ко всем вкладам во всех банках». По мнению чиновника, подобная мера усугубит и без того незавидное положение вкладчика, поскольку в ней речь идет не столько о том, чтобы облагать налогом проценты, сколько о том, чтобы облагать им само имущество. Как известно, в настоящее время облагается только имущество, подлежащее регистрации, – недвижимость и движимые объекты: автомобили, яхты, пароходы, самолеты. В случае же реализации предлагаемого Минфином законопроекта Россия столкнется  с фактическим введением налога на деньги.

Анатолий Голов
сопредседатель Союза потребителей России, депутат Государственной Думы 1-го и 2-го созывов, директор Института социальной политики

Замглавы Минфина подчеркнул, что предложенная мера направлена на то, чтобы держатели миллиардных вкладов начали адекватно своим сбережениям платить налоги. Эта мера только подхлестнет стремление уйти от налогообложения со стороны состоятельных граждан, и как итог – усиление последующего вывода капитала за границу и оскудение рублевой базы.

Это не первая попытка введения нормы, при которой проценты с депозитов, превышающих ставку рефинансирования Центробанка, облагались бы подоходным налогом, – подчеркнул бывший заместитель министра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин. Такое было, потом отменялось. И вот опять правительство не от хорошей жизни, как говорится, решило поискать пользы для казны от вкладов населения.

NB Справка. Согласно ст. 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогообложение процентных доходов попадают доходы:

– по рублевым вкладам, если процентная ставка по вкладу превышает ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты;

– по валютным вкладам, если процентная ставка по вкладу превышает 9% годовых.


Налог на депозиты сократит рублевую базу


Реализация налога на доход от вкладов приведет к тому, что наша банковская система просто рухнет. Люди перестанут нести деньги в банк и начнут искать альтернативы, откроется рынок черных вкладов, возродится сегмент ростовщичества. Связываться с банками станет настолько невыгодным и разорительным, что население предпочтет выводить деньги из России. Пусть даже малые сбережения, сто-двести-триста тысяч рублей… но выводить будут. В конце концов, вывод денег из России гарантирует хотя бы их сохранность в долларовом эквиваленте.

А причина столь мрачноватой, но, к сожалению, вполне реальной перспективы в том, что наше правительство постоянно ищет доходы не там, где надо. Вместо того чтобы раскручивать реальный сектор экономики, увеличивать налогооблагаемую базу с производства товаров, зарплаты хотя бы до реального прожиточного минимума, оно пытается, как говорят в народе, «меньше кормить и больше доить». В результате все будут с плохим удоем, а дополнительных сборов никто так и не получит.

На самой банковской системе это никак не отразится, – планируемое нововведение никак не затрагивает структуру банков, оно касается только вкладчиков и бьет только по их личным доходам. Можно и само банковское учреждение обязать платить этот налог. Вот тогда для банка это будет действительно обременение, но он обязательно переложит это на плечи вкладчиков. Но всё-таки, невыгодно и это предложение. Не такое уж большое количес-тво вкладчиков эта инициатива затронет. Вот представьте: человек положил примерно 100 тысяч рублей на депозит. Но на такой объем денежных средств банки, как правило, устанавливают доход в 7,5–8 процентов.

Несмотря на то, что постоянное запугивание и банков, и населения тем, «что богатые перестанут платить налоги и вообще убегут из страны» – хорошая отмазка для того, чтобы ничего не делать. В этой  плоскости это чуть ли не главный аргумент, почему нельзя вводить в России прогрессивный налог. Что касается непосредственно фискального эффекта от нововведений, то здесь на самом деле могут быть выручены далеко не такие большие деньги, на которые надеется правительство. Подоходный налог в 13% или же размер обложения дивидендов в 6% можно умножить на данные статистики вкладов физических лиц в банках. И тогда будет ясна картина возможного выигрыша государства.

Мы много лет искали: где же инвестор?! Где «длинные» деньги, где хотя бы стабильная ресурсная база для российской экономики? Дело не столько в том, что в России у населения низкая склонность к сбережениям, которой еще расти и расти до среднемирового уровня. В нашей стране уже много лет устанавливается антирекорд по дельте между сбережениями и инвестициями. То есть экономика генерирует сбережения, но они не инвестируются внут-ри страны полностью: вот это и есть в чистом виде отток капитала, в том числе в виде покупки иностранной валюты, иностранной недвижимости.

Депозитная база россиян на сегодня и есть сейчас ключевой инвестиционный ресурс российской экономики. Пенсионная система стала заложником бюджетных проблем и фактически превратилась из источника длинных денег в короткий ресурс для латания дыр. Депозитная база – это и крупные, и массовые вкладчики – пока работает на российскую экономику. Не стоит эту конструкцию проверять на прочность.

На повестке сейчас реформирование системы страхования вкладов. Вот это как раз отличная идея о полноценном разделении рисков вкладчиков с системой в части процентного дохода. Ведь в этом случае государство гарантирует вкладчику только тело вклада, но не его процентный доход при наступлении страхового случая. Здесь учтена корректная мотивация в части аппетитов к риску. И такая реформа категорически не может быть совмещена с введением полноценного налогообложения доходов по депозитам.


Добавить комментарий