Концессия практика и формы реализации ГЧП

Весной этого года Наталья Владимировна Комарова, Губернатор Югры, приняла участие в церемонии вручения премии «Импульс добра» – премии, учрежденной Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», которая присуждается за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России. В 2016 году именно Югра стала ее почетным обладателем. Кроме признания лучшей региональной программы поддержки социального предпринимательства в Российской Федерации, округ также одержал победу в федеральном конкурсе «Проектный олимп» в номинации «Системы управления проектной деятельностью организации в органах власти регионального и муниципального уровня и подведомственных организациях». Войдя в тройку регионов-лидеров по доступу социально ориентированных организаций к бюджетным средствам, выделенным на оказание услуг, округ создал особо благоприятную среду для привлечения инвестиций и развития социального предпринимательства.


«Живым» примером стал Сургут, объявленный ранее пилотным городом по развитию специальных механизмов муниципально-частного партнерства (МЧП). Последним знаменательным событием по линии МЧП явилось объявление открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о реконструкции парка «Новые ключи» в 45 микрорайоне (срок – до 20 ноября). Итоги должны быть подведены уже в этом году.

Чтобы узнать подробности о данном МЧП-проекте, оценить его состояние, потенциал и перспективы, редакция NB обратилась как непосредственно к команде его инициаторов в лице известного в регионе бизнесмена и общественного деятеля Рината Айсина, так и к экспертному мнению, которое представил Прокопович Степан, генеральный директор ООО «Экономика инноваций» и руководитель первого частного социального центра нового формата в РФ – «МегаМаркетаСоцуслуг».

Так, согласно исследованию «Государственно-частное партнерство в России. 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов», подготовленному «Центром развития ГЧП», «Агентством стратегических инициатив» и Торгово-промышленной палатой РФ, прошли стадию принятия решений 2446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП. При этом более 480 проектов находятся в проработке органов власти, а порядка 1000 структурируются частным партнером для запуска с использованием механизма «частной инициативы».

Среди проектов ГЧП, прошедших стадию оценки, почти 90% относятся к муниципальному уровню. При этом 2200 инфраструктурных проектов реализуются и будут реализованы именно в форме концессии. Более того, в официальной статистике по отрасли «Социальная инфраструктура», направление «Культура и досуг», уже числится 16 муниципальных проектов, реализуемых по 115-ФЗ о концессиях.

 

То есть Сургут пошел по оптимальному и подтвердившему свою эффективность пути.

 

Главное, что для этого создана местная правовая и методическая основа:

  • Постановление Правительства ХМАО – Югры № 68-п от 11.03.2016 «О порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений»;
  • «Методические рекомендации по подготовке и реализации инвестиционных проектов путем заключения концессионных соглашений» от Фонда развития Югры, разработанные в 2017 году;
  • Постановление Администрации города Сургута № 9243 от 20.12.2016 «Об утверждении порядка заключения концессионного соглашения»;
  • Распоряжение Администрации города Сургута № 112 от 31.01.2017 «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»;
  • Постановление Администрации города Сургута № 4729 от 08.06.2017 «Об утверждении порядка формирования перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений».

В результате инициатива по проекту в 45 микрорайоне, поступившая от ООО «АГРОИНВЕСТ», также получила правовую поддержку: была создана профильная комиссия и приняты решения о заключении соглашения как Думой, так и Администрацией города.

Представляют интерес условия реализации проекта. Давайте рассмотрим их подробнее:

  • Администрация города Сургута (концедент) передает инвестору (концессионеру) участок с площадью застройки более 7000 кв.м. для реконструкции объекта «Парк» в целях организации отдыха и туризма;
  • инвестор вкладывает 200 000 000 рублей, имея право привлекать для реконструкции третьих лиц;
  • инвестор за свой счет формирует проект реконструкции и проектную документацию;
  • максимальный процент застройки территории парка не должен превышать 30%;
  • объект будет являться муниципальной собственностью, то есть находиться в собственности города;
  • срок действия концессионного соглашения – 25 лет;
  • срок реконструкции всех объектов – 5 лет (не позднее 31.12.2022);
  • концессионная плата (от инвестора в пользу бюджета города) будет составлять 100 000 рублей в год с ежегодной индексацией с момента ввода реконструированного объекта в эксплуатацию;
  • предусмотрена система штрафов и обязательств устранения дефектов инвестором за собственный счет;
  • способом обеспечения исполнения инвестором обязательств является безотзывная банковская гарантия и (или) осуществление страхования риска ответственности за их нарушение в размере 20 600 000 рублей.

В результате получится, что, кроме уже имеющегося проезда, автостоянки и вело-беговой дорожки с покрытием, дорожек и площадки из тротуарной плитки, озеленения, опор освещения и светильников, поребрика и бордюра, в парке появятся обеспеченные инженерными сетями площадки для размещения мобильных сооружений, универсальная выставочная (экспозиционная) площадка, парковка, площадки для массовых мероприятий, поляна для пикников и отдыха, велодорожки (в зимнее время – лыжня), пешеходные дорожки, система освещения парка, не менее 50 малых архитектурных форм (лавочки, скамейки), спортивные, игровые и детские площадки, площадка для выгула собак, а также вспомогательные и технические помещения, инженерные сети парка, не менее 100 информационных и навигационных стендов, табличек.

Кроме того, город получит павильоны розничной торговли сувенирной продукцией и продукцией готового питания, объекты общественного питания, аттракционы, пункты проката инвентаря (велосипеды, самокаты), веревочный парк, контактный зоопарк, базу по проведению экскурсий по ознакомлению с природой, детский центр «Городская ферма», аттракцион катания на лошадях и оленях, столярные мастерские и общественные туалеты.

При этом в проекте предусмотрены и предельные параметры объектов, которые варьируются от не более 20 кв.м. до не более 5 000 кв.м.
Как видим, предусмотренная система реализации проекта по модели концессии понятна и соответствует основным принципам ее разработки и реализации, проект является нужным и социально значимым.

Более того, уже сейчас можно сказать, что данный МЧП-проект (при соблюдении необходимых требований) окажет положительное влияние на статус и социально-экономическое развитие Югры. Дело в том, в России действует рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Он используется при определении текущих показателей эффективности деятельности губернаторов (распоряжение Правительства России от 10.04.2014 № 570-р), а также является составной частью национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, формируемого «Агентством стратегических инициатив» (председатель Наблюдательного Совета – Президент РФ В.В. Путин). Значение показателя определяется в соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России (Приказ от 14.05.2014 № 266), на основе оценки значений факторов, в том числе и фактора «Опыт реализации проектов ГЧП».

Предлагаемый проект позволит в будущем получить по данному фактору высокие баллы по утвержденным критериям (максимум – 1 балл по каждому):

  • «Соответствие признакам ГЧП» – максимально возможный балл, поскольку применяется такая актуальная форма реализации, как концессия;
  • «Стадия реализации проекта» – уже 0,7 балла, так как проходит стадия отбора частного партнера и подписания соглашения;
  • «Объем частных инвестиций в создание объекта соглашения» – почти максимальный балл – 0,9, поскольку объем инвестиций укладывается в диапазон 200-500 млн. рублей;
  • «Срок реализации проекта» – максимально возможный балл, так как предусмотренный по проекту период превосходит 15-летний срок (25 лет);
  • «Административный уровень реализации проекта» – 0,5, так как проект является муниципальным.

«Сложность реализации» (до 1,5 баллов) может быть оценена федеральными экспертами с учетом числа имущественных объектов и других аспектов.

Однако ценность МЧП-проекта по реконструкции парка в 45 микрорайоне определяется и другими очевидными особенностями: степень открытости и уровень возможностей вовлечения населения в развитие территории.

При таком грамотном подходе проект может стать серьезной площадкой не только для применения технологии МЧП, но и масштабного использования краудсорсинга – вовлечения активных людей для решения социально значимых задач. Территория парка в 45 мкрн. может стать местом, где эффективно будут реализованы самые смелые краудфандинг-проекты, которые возникают на основе софинансирования населением и компаниями.


Добавить комментарий