Рисковый подход к малому бизнесу

Одной из основных проблем, препятствующих развитию бизнеса, является чрезмерная административная нагрузка на него, что признается и в высших органах государственной власти РФ. В целях оптимизации администрирования бизнеса в 2016 году был внесен ряд изменений в законодательство, регламентирующее осуществление государственного и муниципального контроля за хозяйствующими субъектами.


Так, в частности, с 1 января 2016 года введен мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018-го. Но это правило не подлежит применению, если за последние три года:

  • организации или индивидуальному предпринимателю выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали их деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Также мораторий не действует в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Перечень таких видов деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, относимый к субъектам малого предпринимательства, вправе подать в контролирующий орган заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение указанного моратория.

При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017-й и 2018 годы контролирующие органы обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Нарушение правил о моратории на плановые проверки субъектов малого бизнеса согласно ч. 7 ст. 26.1 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Также с 4 июля 2016 года субъекты малого и среднего бизнеса, по общему правилу, не должны штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.1. Штраф подлежит замене на вынесение предупреждения. Данное правило применяется и в случаях, когда ответственность, установленная санкцией статьи особой части КоАП РФ или закона субъекта РФ, не предусматривает такого наказания, как предупреждение.

Из данного правила есть исключения. Во-первых, замена штрафа на предупреждение возможна только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Во-вторых, данное правило не действует для ряда нарушений, в частности таких, как непредставление сведений в Федеральную антимонопольную службу, подделка документов и печатей, недобросовестная конкуренция, неповиновение сотрудникам полиции, административные правонарушения коррупционной направленности.

С 1 января 2017 года появятся новые виды проверок бизнеса, которые проводятся без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Согласно ст. 8.3 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». К таким проверкам относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством РФ;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами будут проводиться уполномоченными должностными лицами контролирующих органов в пределах их компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа.

В случае выявления при проведении указанных мероприятий нарушений обязательных требований должностные лица соответствующих органов обязаны принять меры по пресечению таких нарушений. Более того, результаты проведения таких мероприятий могут являться самостоятельным поводом к проведению внеплановой проверки хозяйствующих субъектов. Также с 3 сентября 2016 года согласно ст. 8.1 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлению Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 подлежит применению риск-ориентированный подход к проверкам бизнеса.

Согласно данному подходу все хозяйствующие субъекты подлежат отнесению к определенной категории риска либо классу опасности. Это повлияет на количество плановых проверок, а хозяйствующие субъекты с низким риском освободят от плановых проверок, за исключением субъектов, осуществляющих деятельность, указанную в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944, периодичность плановых проверок которых не будет зависеть от присвоенных категорий риска и класса опасности и будет определяться, как и ранее, в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ.

При этом каждый надзорный орган самостоятельно определяет категорию риска и класс опасности хозяйствующего субъекта, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом должны учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если компании не присвоена категория риска, то ее отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности.

Хозяйствующий субъект вправе узнать, какую категорию риска ему присвоили, направив запрос в надзорный орган. Также субъекты предпринимательской деятельности могут попросить изменить категорию. Для этого нужно написать заявление и представить документы о соответствии своей деятельности и (или) используемых производственных объектов критериям отнесения объектов контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют: Государственная противопожарная служба МЧС России; Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора; Роскомнадзор.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий