Американский миллиардер Илон Маск (№ 80 в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes, состояние $13,9 млрд) подтвердил в интервью сайту Wait But Why свои планы развития технологии «нейронного кружева» с помощью компании Neuralink.
Он отметил, что возглавит эту компанию, заняв пост ее гендиректора. Таким образом, теперь предприниматель будет одновременно управлять производством электромобилей Tesla, космической SpaceX и разрабатывать нейроинтерфейсы Neuralink, для чего запустил новый стартап – компанию Neuralink Corp. Она займется разработкой технологии, позволяющей с помощью вживленных в мозг электродов считывать с него данные и записывать их на цифровые носители, пишет The Wall Street Journal.
Илон Маск
канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор; миллиардер. Основатель компаний «SpaceX» и «X.com».
В вашем разуме уже есть набор идей, которые ваш мозг пытается спрессовать в слова, используя невероятно скупые ресурсы с т.з. передачи данных, называемые «речь» или «печать». Язык — это результат того, что ваш мозг применил компрессионный алгоритм к мысли. И когда язык слушают, другой мозг совершает декомпрессию. Здесь очень большая потеря данных. Так что, совершая декомпрессию, вы одновременно пытаетесь смоделировать состояние разума другого человека… Если же у вас два интерфейса, вы можете обмениваться идеями, не ужимая их смысл
Основатели Neuralink рассчитывают, что на первом этапе данный метод позволит лечить некоторые заболевания мозга, в том числе эпилепсию и паралич. Предполагается, что поначалу устройство будут использовать люди с серьезными травмами или патологиями мозга, включая инсульты, раковые образования, паралич и проблемы с памятью. Позже компания намерена создать нейроинтерфейсы, способные заменить человеческие языки в их нынешнем виде. Конечной целью технологии заявлено повышение эффективности человека – ускорение его взаимодействия с информацией, что «поможет человечеству избежать порабощения искусственным интеллектом». В своем Twitter Маск пообещал, что подробная статья о Neuralink выйдет в блоге Wait but Why.
От Паркинсона к «Матрице»
Компания Neuralink была зарегистрирована в штате Калифорния в июле 2016-го. В документах указано, что она занимается «исследованиями в сфере медицины». Один из членов команды основателей проекта, Макс Ходак, подтвердил WSJ существование стартапа и участие в нем Маска. По словам Ходака, в настоящее время проект находится на начальной стадии, он назвал компанию эмбрионом. Домен Neuralink уже занят, но на сайте стоит заглушка с логотипом компании и почтой отдела кадров.
По данным источников WSJ, изначально Маск собирался финансировать Neuralink самостоятельно, в том числе на заемные средства под свои акции в других компаниях. Инвестировать в новый стартап также может фонд сооснователя PayPal Питера Тиля. WSJ отмечает, что если Маск действительно собирается руководить Neuralink в дополнение к Tesla и SpaceX, то это «поднимает вопрос о пропускной способности его мозга».
Как отмечает издание, Neuralink уже начала набирать в штат ведущих ученых в этой области – специалиста по гибким электродам Ванессу Толоса из Ливерморской национальной лаборатории; профессора Филипа Сабеса из Калифорнийского университета, изучающего, как мозг контролирует движение; и Тимоти Гарднера, профессора Бостонского университета, который известен тем, что имплантирует электроды в мозг вьюрков, чтобы изучать, как поют эти птицы.
На старте Neuralink планирует выпустить импланты для лечения заболеваний мозга – сейчас более примитивные технологии используются для лечения болезни Паркинсона. Если Neuralink удастся доказать безопасность и эффективность своей технологии на прикладных медицинских задачах, следующим шагом станут операции на мозге для улучшения когнитивных функций. В частности, Neuralink планирует создавать мозговые импланты, которые помогут улучшить память, повысить когнитивные способности и повлиять на состояние пациентов с эпилепсией, депрессией и такими нейродегенеративными заболеваниями, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.
В долгосрочной перспективе Маск рассчитывает на создание высокоскоростного нейроинтерфейса «нейронное кружево» (neural lace), который даст возможность пользователям напрямую подключаться к компьютеру без устройств ввода-вывода, по аналогии с технологией в кинотрилогии братьев Вачовски «Матрица». Первые необходимые технологии, по мнению Маска, появятся уже через 4–5 лет, однако говорить о прямом «подключении мозга к искусственному интеллекту» еще рано.
Маск анонсировал концепцию «нейронного кружева» летом 2016 года на конференции Vox Media. Бизнесмен тогда отметил, что технология приведет к симбиозу людей и машин и поможет людям избежать порабощения со стороны искусственного интеллекта. Позднее, выступая на Всемирном саммите в Дубае, Маск заявил, что без прямой связи с компьютером человек может стать бесполезным звеном в цепи «машина – искусственный интеллект». В январе 2017-го на фестивале стартапов StartmeupHK Маск пообещал представить нейронное кружево в ближайший месяц, но так и не сделал официальных заявлений.
Еще один проект
Концепцию «нейронных кружев», обозначающую беспроводной интерфейс мозг – компьютер, впервые предложил в своих романах писатель-футуролог Иэн Бэнкс. Принцип технологии нейроинтерфейсов сейчас успешно внедряется в медицине. В частности, эта технология позволяет с помощью экзоскелета управлять парализованными конечностями, бионическим протезом или передвигаться, используя аппарат нейромускульной стимуляции.
В 2015 году в журнале Nature Nanotechno-logy группа ученых-энтузиастов опубликовала результаты исследований по созданию интерфейса для связи компьютера с биологическими сетями. В ходе исследования лабораторным мышам ввели в кровь имплант, и с его помощью ученые могли отслеживать мозговую активность животных. В научном журнале Smithsonian magazine отмечалось, что интерес к проекту проявили военные ведомства. Позже стало известно, что минобороны США решило инвестировать $60 млн в технологию интерфейса, внедряемого в мозг. Об интересе к подобным проектам заявляли и в Facebook.
Одним из первых проектов по созданию имплантов для стимуляции головного мозга и улучшения памяти стал запущенный в прошлом году в Калифорнии стартап KerNEL.
Его основал бывший партнер Маска по PayPal Брайан Джонсон, который в 2013 году продал свою долю в платежной системе за $800 млн. Создатели компании не обещают управление машинами силой мысли – целевой аудиторией имплантов заявлены пожилые люди и пациенты, страдающие от болезни Альцгеймера. Научным руководителем стартапа Джонсона выступает биоинженер Теодор Бергер, который на протяжении двух десятилетий работал в сфере нейропротезирования.
Проект по созданию нейронных кружев станет для Маска очередной заявкой в обширном списке «технологий будущего», которые планирует внедрить бизнесмен. По оценкам Forbes, состояние Маска по итогам 2016 года оценивалось в $10,7 млрд, его ключевые инвестиции связаны с альтернативной электроэнергетикой и развитием коммерческих космических программ. После продажи своей доли в PayPal Маск получил $175 млн и основал аэрокосмическую корпорацию SpaceX для отправки коммерческих грузов в космос, то есть на МКС.
Еще одним масштабным проектом бизнесмена стала компания по производству электромобилей Tesla Motors. Позже Маск выступил с идеей колонизации Марса, а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и состава на магнитной подушке).
Бизнесмен также разработал проект промышленных и бытовых систем аккумулирования и хранения энергии PowerWall, участвовал в создании компании SolarCity (специализация – солнечная энергетика), основал компанию по бурению тоннелей для спасения от транспортных пробок The Boring Company, запустил проект по разворачиванию глобальной сети доступа в Интернет с помощью 4 тыс. спутников, а также стал сопредседателем и спонсором НКО по исследованию искусственного интеллекта под названием OpenAI.
Не понимайте буквально
Формулировку «загружать и скачивать мысли человека на компьютер и обратно» не следует понимать буквально, речь идет о том, что существующие нейротехнологии могут регистрировать электрические сигналы головного мозга, далее эти сигналы обрабатываются и интерпретируются, поясняет координатор программ по «НейроНет» в Университете ИТМО Виталий Зубченко. «Проект Neuralink описан общими словами – над такими задачами последние десять лет работают многие исследовательские команды, и конкурентные преимущества Neuralink не совсем понятны. Тем не менее монетизировать прикладные решения подобных технологий, безусловно, можно – в первую очередь в медицине», – уверен представитель ИТМО.
В качестве примера эксперт приводит разработки австрийской компании G.tech и заявление Facebook о том, что компания всерьез занялась развитием нейрокомпьютерных технологий: в середине 2016-го Facebook даже создал для решения этой задачи специальное исследовательское подразделение и сформировал команду из ученых высокого уровня. «Если столь крупные корпорации выходят на данное поле, значит, они видят в этом коммерческий смысл», – отмечает Зубченко.
«Можно констатировать, что сейчас люди по-прежнему слишком мало знают о мозге, чтобы говорить об имплантации «нейронного кружева» в черепную коробку, – считает R&D-директор Центра речевых технологий Кирилл Левин. – Думаю, и сам Маск это понимает, и таким шагом лишь ускоряет исследования в этой области, не рассчитывая на практический результат в указанные сроки. Поэтому, поскольку проект больше исследовательский, быстрой его монетизации вряд ли стоит ожидать. Однако проблем с инвестициями у Илона, скорее всего, не будет, поскольку сейчас любой проект, который Маск берет под свое крыло, получает повышенный интерес со стороны инвесторов».