В Стокгольме существует около 700 станций (их здесь называют free market), где можно приобрести по доступной цене бывшие в употреблении вещи или предметы. Таким образом, жизнь вещей продлевается, а количество мусора сокращается. Отходы, не получившие вторую жизнь, идут на генерацию – сжигание на специальном заводе с целью получения энергии, утилизацию либо захоронение.
Основной подход при обращении с ТБО, применяемый во многих государствах ЕС, – это предупреждение их образования, отмечает директор правового департамента Национального агентства Швеции по защите окружающей среды Санна Дуе Сьёстрём. С 1998-го по 2008 год благодаря специальному закону в Швеции удалось значительно – на 86% – снизить долю отправляемой на свалку органики и сжигаемых отходов. Одним из результатов стало сокращение количества полигонов: в 1976 году их насчитывалось 1600, а в 2009-м – всего 80.
Санна Дуе Сьёстрём
Имеет степень Магистра, и почти 20-летний опыт экологического управления и государственного управления в шведском и датском Агентстве по охране окружающей среды и региональных экологических советах в Швеции.
Последние десять лет она работала в сфере обращения с отходами, предотвращения отходов и устойчивого потребления и принимала участие в национальной и европейской стратегической работе в этой области.
В 2010 году она инициировала шведскую группу связи SaMMa с акторами из шведской пищевой цепи, которая работает вместе для борьбы с пищевыми отходами.
С 2013 года является председателем Совета министров Северных стран по отходам (Nordisk AffaldsGruppe). Цель NAG заключается в оказании помощи в переходе к циклической экономике и «зеленому» социальному развитию, когда потребление ресурсов отделяется от экономического роста за счет повышения эффективности использования ресурсов, предотвращения и переработки отходов.
С января 2016 года она начинает участвовать в программе развития ООН в качестве эксперта по кредитам в рамках проекта сотрудничества ЕЗПЕ – ПР ООН «Укрепление прав человека и верховенства права в государственном экологическом управлении».
Ставка на мусор
Выбрасывать органику нельзя, зато ее можно перерабатывать с пользой для общества и экономики. Предприятия, имеющие отходы подобной категории, – сфера общественного питания или пищевая промышленность, делают соответствующие заявки. После чего органику вывозят на биогазовые станции. Что касается населения, то для пищевых отходов есть специально отведенные места. Или канализация. В последнем случае обязательное условие – использование размельчителей, которыми снабжены домашние кухонные мойки. Органические отходы и канализационные стоки поступают на биогазовые установки, производящие шлам, из которого впоследствии получают биогаз. Его можно использовать в качестве топлива как для автотранспорта, так и для обогрева домов.
Стоит признать, что значительную роль в экологической трансформации Швеции сыграл общеевропейский нефтяной кризис 1970-х, который повлек за собой серьезный рост цен на нефтепродукты, а экономика Швеции, как и многих других европейских стран, на тот момент сильно зависела от импорта углеводородов. Поэтому пришлось всерьез задуматься о поиске новых источников энергии и внедрении принципов энергоэффективности. Если Дания, например, стала двигаться в сторону развития ветроэнергетики, Франция – атомной энергетики, то Швеция сделала ставку на использование в качестве основного энергетического ресурса мусора.
«Круговорот» упаковки
Чтобы использовать мусор как ресурс и зарабатывать на нем, в первую очередь необходимо создать грамотную систему сбора и сортировки. Сегодня 95% шведов соблюдают принципы селективного сбора мусора, рассказывает Санна Дуе. Добиться таких результатов удалось за счет организации гибкой системы сбора отходов, четкого распределения обязанностей, а также применения принципов личностной заинтересованности.
В частности, ответственность за сбор упаковки возложена на производителей. Для этого была внедрена система залоговой стоимости тары. Она позволила включить в «круговорот» производителя, торговую сеть, потребителя и переработчика тары. Многоуровневая система, в работе которой заинтересованы все участники цепочки, при грамотной организации дает потрясающий эффект. Сегодня 90% упаковки (пластиковые и стеклянные бутылки, алюминиевые банки) не бездумно отправляется на свалки, а перерабатывается. В настоящее время к этой системе подключены около 10 тыс. производителей упаковки. Один из залогов успеха – организация удобных пунктов приема использованной тары. Её принимают прямо в торговых точках.
Преимущества централизации
В Швеции мусор, не подлежащий утилизации, сжигается на ТЭЦ в качестве топлива, но, чтобы новый ресурс стал интересным, пришлось стимулировать население к переходу на централизованную систему отопления. С этой целью введен налог на выброс CO2 , а из государственного бюджета выделены дополнительные субсидии. В результате сегодня, например, в городе Линчепинге 90–95% объектов недвижимости подключено к централизованной системе отопления, в Стокгольме – 80%. Централизация системы отопления, в свою очередь, стала толчком к строительству и модернизации ТЭЦ для работы на мусоре. В Стокгольме 50% жилых домов получают тепло, произведенное на основе сжигания ТБО.
«Мусоросжигательные заводы стали прибыльным делом, и между ними уже началась серьезная конкурентная борьба. В стране работает 31 мусоросжигательная установка, в то время как в 1985 году их было всего пять», – констатирует Санна Дуе. Как правило, выручка «мусорных» ТЭЦ формируется на 20% за счет продажи электроэнергии, на 30% – тепла, на 50% – платы за прием мусора.
Сегодня достигнуты потрясающие результаты. Так, например, житель Стокгольма производит 480 кг бытового мусора в год. Из них сжигается (преобразуется в тепло и электроэнергию) примерно 48%, перерабатывается – чуть более 35, проходит биологическую обработку – порядка 14, а на свалку отправляется около 1,4%.
«Зеленые» законы
Чтобы добиться таких успехов, пришлось серьезно скорректировать законодательную базу страны. Так, повышены налоги на использование углеводородов и тарифы на энергию; введены налоги на выбросы углекислого газа и содержание свалок; внедрена система «зеленых» сертификатов на электроэнергию; установлен запрет на поставку сжигаемых и органических отходов на свалки; приняты меры по стимулированию использования биотоплива. И это далеко не полный перечень пущенных в ход законодательных и экономических инструментов.
Усиление роли экологического законодательства и его трансформация происходили постепенно, в зависимости от изменения ситуации, вспоминает юрист Национального агентства Швеции по охране окружающей среды Хейди Виик. На каждом новом этапе принимаемые меры ужесточались. Такой подход позволил избежать шока и в то же время планомерно внедрить в сознание бизнеса и населения идею о необходимости меняться в «зеленую» сторону.