Фамилия Кайдаловых по праву считается культовой для Сургута, поскольку представители этой казачьей династии были людьми неординарными, многие из их рода участвовали в строительстве города, вносили свой активный вклад в его становление и развитие, потомки Кайдаловых до сих пор живут здесь. На памятнике комсомольцам Сургута выгравировано имя Ивана Матвеевича Кайдалова, благодаря которому эта фамилия и приобрела свою известность в нашем городе.
Родители первых комсомольцев Сургута Ивана и Александра Кайдаловых были из местных, потомственных сибиряков. Иван закончил казачью «Красную» школу (основанную в 1835 году и называвшуюся так по цвету стен), играл на гитаре, немного пел, отличался трудолюбием, был очень требователен к себе и товарищам. Не терпел фальши и легкомыслия. Умел убеждать, потому что искренне верил в то, к чему призывал.
31 января 1920 года в Сургуте была создана первая комсомольская ячейка. Молодые люди хотели жить по-новому, свободно и радостно. Иван Кайдалов был душой комсомольской организации, пользовался непререкаемым авторитетом среди товарищей, за все брался азартно и энергично, одним словом, оказался прирожденным вожаком, которого уважали и слушали. Комсомольцы оказывали помощь фронту, голодающим Поволжья, проводили субботники по разгрузке барж, заготовке и вывозке дров для школ и больниц, трудились на починке тары под соль, муку, строили летний театр, вели перепись детей, сбор кедровых шишек, организовывали экспедицию «красной культлодки» по деревням. Был создан драматический кружок и кружок струнных музыкальных инструментов. 1 мая 1920 года в Сургуте состоялся первый коммунистический субботник, в котором активно участвовали комсомольцы и молодежь.
Шестнадцатилетний Кайдалов руководил комсомольской организацией всего семь месяцев, пока в 1921 году на Севере не вспыхнул кулацко-эсеровский мятеж. Местные кулаки и остатки колчаковских войск предприняли попытку свергнуть Советскую власть в Сургуте. В городе было объявлено военное положение. В деревнях и селах, захваченных бандитами, творились страшные расправы — убивали коммунистов и комсомольцев, мертвых выставляли у дорог для устрашения, не позволяя хоронить. Ревком начал формировать вооруженные отряды добровольцев. Когда мятежники захватили Сургут, отряды добровольцев ушли в сторону Нарына. Коммунистический отряд Бабушкина, в котором находился Иван Кайдалов, по пути в Самарово попал в ловушку. Ивана вместе с Михаилом Щепеткиным, имя которого также носит одна из улиц города Сургута, отправили в тюрьму. Кайдалова пытали, требовали, чтобы он отказался от своих убеждений, но все было бесполезно, юноша стойко держался. Его дважды водили на расстрел, один раз на глазах у матери, которая пришла в тюрьму, чтобы передать сыну продукты. Вскоре его расстреляли вместе с другими комсомольцами Сургута.
Скромный обелиск был установлен 5 октября 1969 года на обском берегу, под сенью вековых сосен. На памятнике высечены имена первых 16-ти комсомольцев Сургута, а также начертаны слова-посвящение от молодежи 60-х годов (автор – Н. Ездаков): «Они свершили прометеев подвиг, нас вырвав из невежества и тьмы». Шестым в этом списке значится Иван Кайдалов, чьим именем в свое время была названа одна из улиц города, а ныне — небольшой участок набережной вдоль реки Саймы.
Текст Юнна Мостицкая