Данный вопрос — болевая точка отечественных виноделов. Журнал National Business попросил Кирилла Владимировича Стенникова, адвоката Коллегии адвокатов «Де Юсте» прокомментировать актуальные вопросы, связанные с правилами и ограничениями рекламирования алкогольной продукции в СМИ, способами, практиками рекламирования алкогольной продукции на отечественном рынке.
Кирилл Стенников
адвокат Коллегии адвокатов «Де Юсте»
Понять, насколько суров закон, можно, изучив законодательные нормы, а именно статью 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В законе четко прописано, что под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Законодательные ограничения рекламы алкогольной продукции в нашей стране носят практически тотальный характер. В статье 20 Федерального закона «О рекламе» предусмотрены практически все возможные варианты рекламирования алкоголя, но, как это бывает, в погоне за результатом была утрачена сама суть реформы. Положительным фактом является то, что теперь мы не встретим рекламу алкоголя ни в СМИ (печатные, радио и телевидение), ни на транспорте, ни на билбордах. Закон основывается на принципах защиты интересов детей и формирования здорового образа жизни граждан. Но реализована ли эта цель? Большой объем запретительных мер, к сожалению, не разбавлен нормами разрешительного характера. «Что не запрещено, то разрешено» – это старинный принцип права. К большому сожалению, закон может трактоваться неоднозначно: накладывая суровое вето на все виды рекламы в СМИ, он не запрещает выстраивать целые стеллажи внутри продуктовых магазинов, которые посещаются гражданами гораздо чаще, чем они открывают журнал или газету, просматривают ту или иную телепередачу.
Свою оценку действующей нормативно-правовой базе, взгляд на развитие отрасли представил Директор Ресторанного холдинга #1 Браташов Алексей Владимирович.
Алексей Браташов
директор Ресторанного холдинга #1
Формат винного бара «Брунелло» был нами выбран в связи с постоянно растущим интересом жителей к хорошему вину и виноделию вообще. Все больше людей отказываются от крепких алкогольных напитков в пользу вина и винных напитков. Ассортимент продукции на рынке сейчас огромен. И на первом этапе мы решили ограничиться всего одной винодельческой страной – Италией, хотя для изучения всех сортов винограда и вин только одной Италии требуется немало времени. Задача ставилась довольно простая: необходимо помочь гостям с выбором, при этом не обременяя себя сложностями винного ассортимента других стран.
Наличие хорошего вина на праздничном или даже повседневном столе, по нашему мнению, совершенно не противоречит здоровому образу жизни. Более того, в странах, где производство и потребление вина является существенной частью общих экономических отношений, таких как Франция, Италия, Испания, США, Австралия и других, сам напиток является сельскохозяйственной продукцией, а не алкогольной, как у нас. Разумеется, это все связано с многовековыми традициями и культурой потребления вина. Если бы в России не были вырублены виноградники в далекие «советские» годы, возможно, и в нашей стране сегодня сложилось совершенно иное отношение к вину, изменилась культура его употребления. Насколько нам известно, сейчас Ассоциацией производителей российского вина и Правительством РФ делаются серьезные шаги для того, чтобы вывести хотя бы российское вино под юрисдикцию Россельхознадзора (сейчас за это отвечает Росалкогольрегулирование). Это изменит отношение к вину, но самое главное – начнется формирование совершенно новой культуры употребления алкогольных напитков, более разумной и ответственной, которая не вредит здоровью. Начало впечатляет: целый полуостров Крым засадили виноградом, следом – Краснодарский край и Ставрополье.
…А винный бар – это просто приятное место, где можно встретиться с друзьями, кофе здесь делают такой же вкусный, как и вино в Италии.