В КТЦ «Югра-Классик», в столице нашего округа прошла пресс-конференция губернатора автономного округа Натальи Владимировны Комаровой. Состоялся серьезный и содержательный диалог с журналистами и представителями общественности по самым острым и злободневным темам, которые волнуют жителей Югры. Обсуждались проблемы, для системного решения которых требуется участие высшего должностного лица региона.
В данной пресс-конференции принимали участие журналисты муниципальных и региональных СМИ, Уральского округа, коллеги из федеральных изданий, а также представители блогерского сообщества. Представители 64 средств массовой информации задали Наталье Комаровой 53 вопроса.
Один из вопросов, прозвучавших на конференции, касался деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и существующими рисками, связанными с судебными разбирательствами вокруг его работы.
Напомним читателям, что после изменения федерального законодательства изменилась система построения договорных отношений со всеми участниками. Как пояснил начальник отдела по обращению с отходами департамента промышленности Югры Артем Чурсин, теперь региональный оператор напрямую должен заключить договоры на оказание услуг по обращению с отходами с каждым собственником жилого помещения и юридическими лицами, которые образуют ТКО, с одной стороны, а с другой — со специализированными организациями – операторами по обращению с ТКО.
По результатам конкурсного отбора и в северной, и в южной зоне региональным оператором по обращению с отходами было выбрано АО «Югра-Экология».
Наталья Владимировна отметила, что «в целом, дорожная карта выполняется в соответствии с намеченными планами – это первое. Второе – действительно, 3 муниципалитета (Ханты-Мансийск, Урай и Кондинский район) перешли на новую систему обращения с отходами. Остальные в абсолютной степени готовности, за исключением утверждения тарифов – это работа, которая сейчас проводится. Всякое бывает, конечно, но на данный момент мы движемся в соответствии с планами, чтобы до 1 января быть на 100% готовыми к переходу на новую систему обращения с отходами.
Территориальная схема у нас утверждена. Сейчас мы работаем над изменениями. Процедура внесения изменений упрощена — не требуется теперь утверждение на федеральном уровне соответствующим ведомством. В большой степени эти изменения связаны с тем, что в этой дорожной карте отражается и расположение мощностей по переработке ТКО. И несколько центров для этих целей определено. Специально на этом акцентирую внимание, потому что наличие территориальной схемы обращения с отходами является базовым документом для того, чтобы регион мог считаться готовым к переходу на новую систему.
Часть полномочий у нас закреплена за муниципалитетами, часть — за регионами. Такие жизненно важные вопросы, как утверждение нормативов по твердым коммунальным отходам, утверждение тарифов, закреплены за муниципалитетами, потому что они непосредственно затрагивают интересы граждан».
Комментируя риски, связанные с судебными разбирательствами вокруг работы оператора, Наталья Владимировна сообщила следующее: «Безусловно, существуют риски, и в этой связи принимаются организационные, административные решения, которые исключат их вообще или минимизируют».
Редакция NB получила комментарий от Маргариты Юрьевны Лупунчук, генерального директора компании, оказывающей услуги по обращению с отходами на рынке города Сургута, Сургутского района и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — ООО Научно-производственный центр «ЮМАН».
– Наша компания осуществляет деятельность по обращению с отходами с 2001 года. В настоящий момент НПЦ «ЮМАН» имеет Лицензию на осуществление «Деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности» серии 066 № 00649 от 17.08.2017 года. Мы пристально следим за новостями вокруг деятельности нового регионального оператора, так как заинтересованы в участии в аукционах по выбору операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами во второй зоне, в которую, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, входят город Сургут и Сургутский район.
В июне 2018 года Научно-производственный центр «ЮМАН» проводил круглый стол с предпринимателями и представителями жилищно-коммунального хозяйства города Сургута и Сургутского района на тему «Стратегия развития промышленности по переработке отходов». По результатам данной встречи можно говорить об остроте и актуальности вопросов по организации работы регионального оператора по обращению с ТКО в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, так как до сих пор не все проблемы решены и на многие вопросы пока нет четких ответов.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора. Однако на сегодняшний день решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.11.2018 г. конкурсный отбор регионального оператора с твердыми коммунальными отходами в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре по второй зоне деятельности (Березовский муниципальный район, Белоярский муниципальный район, Сургутский муниципальный район, городской округ город Когалым, городской округ город Сургут, городской округ город Радужный, городской округ город Покачи, городской округ город Мегион, городской округ город Нижневартовск, Нижневартовский муниципальный район, городской округ город Лангепас) и соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.04.2018 № 26, заключенное Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и акционерным обществом «ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ», признаны недействительными.
В связи с этим все участники рынка услуг по обращению с отходами обеспокоены сложившейся ситуацией и ждут ясности в вопросах организации деятельности регионального оператора и установления единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предпринимательское сообщество обеспокоено тем, что последствия перехода к новой системе обращения с ТКО могут оказаться крайне негативными. Не исключено перераспределение рынка между участниками, а некоторые и вовсе могут уйти из этой сферы. Поэтому от того, насколько будут правильно выстроены отношения операторов по транспортированию ТКО с региональным оператором, зависит сохранение многих компаний на «плаву».
Региональный оператор заявил о разработке гарантий для действующих операторов по транспортированию ТКО. Во-первых, количество лотов будет соответствовать количеству организаций, которые сейчас фактически заняты транспортировкой ТКО. Во-вторых, начальная максимальная цена по аукциону будет базироваться на стоимости услуг по существующим контрактам. Для формирования начальной цены по лотам компании направляют региональному оператору коммерческие предложения.
Предприниматели рассчитывают на взаимодействие с оператором на местах путем создания сети представительств в каждом муниципальном образовании.
Достижимы ли цели, которые положены в основу реформы по утверждению территориальной схемы и регионального оператора – вопрос не праздный.
Территориальная схема обращения с отходами определяет основные направления деятельности регионального оператора, в том числе схему потока отходов. Основными ориентирами Территориальной схемы обращения с отходами автономного округа является увеличение целевых показателей по утилизации ТКО к 2030 году – до 25%, обработки ТКО к 2030 году – до 100%, снижение показателя захоронения ТКО до 75%. Этому будут способствовать переход к раздельному сбору отходов и строительство комплексных межмуниципальных полигонов, а также реализация распоряжения правительства Российской Федерации о запрете захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты.
Согласно требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления», с момента установления единого тарифа на услугу регионального оператора, который включает в себя все услуги, связанные с обращением с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов), собственники жилых помещений обязаны производить оплату стоимости этих услуг напрямую региональному оператору. В квитанциях югорчан эта информация появится «одной строчкой» не позже января 2019 года.
Согласно письму ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17 вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО РСТ Югры обеспечивается установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на 2018 год и последующие годы.
Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определяются соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные РСТ Югры. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Нужно ясно понимать, что финансирование реформы будет производиться, в том числе и за счет платы, выделенной из коммунальных платежей югорчан. На каждого из нас возлагается обязанность оплачивать услугу по обращению с ТКО. Но вместе с тем, это дает нам право контролировать качество и цену оказываемой услуги, ход реформы в целом и, как результат – увидеть позитивные изменения состояния окружающей среды.