Лауреат конкурса «Журналист года Сургута-2018», исполняющая обязанности главного редактора ТРК «Сургутинтерновости», мама прекрасной четырехлетней девочки, человек, который не мыслит жизнь без уборки и общения.
Журналистику принято считать неженской профессией, но сегодня, когда заходишь на профильные факультеты вузов, только и видно, что девичьи лица. Правда ли, что пол определяет карьеру? Тяжелее девочке-журналисту или мальчику?
— Слушайте, когда вы выбираете профессию, наверное, вообще не думаете о том, женское это дело или нет. Видели когда-нибудь человека, который отказался бы от карьеры мечты из-за стереотипов? Лично я, к счастью, таких не встречала. В XXI веке, когда смешалось все, по-моему, наивно мыслить таким образом. Если девочка способная и пробивная, ей, пожалуй, будет проще в любом направлении. Вот то, что из профессии стали уходить мужчины – это действительно так. Не знаю, куда они уходят, может, в более спокойные сферы деятельности, я не анализировала это, но такой факт имеет место.
Если в целом говорить о студентах и профессии сегодня… Я искренне не понимаю, куда пропадают выпускники факультета журналистики после получения диплома. Догадываюсь – уходят продавцами-консультантами, официантами, секретарями. Мы в свое время, будучи студентами, мечтали работать в «горячих точках», привозить эксклюзивы, грезили тем, что о нас будут знать все… Сейчас студенты мечтают получать достойную зарплату, при этом, желательно, ничего не делая, чтобы их продвигали по карьерной лестнице как-нибудь так, за красивые глазки. Чтобы стать хорошим журналистом, мнение которого важно, нужно много и упорно работать. Профессия корреспондента – это бессонные ночи, авралы, порой стыд, отсутствие выходных, как, впрочем, и личной жизни, потому что твой парень или девушка – это работа, это стертые кончики пальцев от «стучания» по клавиатуре и постоянный поиск информации. Скорость, простота, стиль – это все нарабатывается годами. Связи нарабатываются годами. А все хотят прийти, чтобы их в эфир сразу пустили – и все, звезда готова. Не бывает так.
К примеру, над своей речью я работала сама. Зажимала пробку от шампанского между зубами и читала, читала, читала, пока слюни подбородок не заливали от того, что губы немели. Это принесло свои плоды, потому что шла к своей цели, не сворачивая.
Награда конкурса «Журналист года-2018»–не первая главная на конкурсе профмастерства. Вы уже становились обладателем золотого пера в 2015 году, в 2016-м Вас признали «Лучшим телевизионным журналистом Югры». Месяц назад Вы стали одной из лучших на всероссийском конкурсе «Панацея». Такое признание не заставляет чувствовать себя лучше других?
— Нет ничего плохого в том, чтобы чувствовать себя лучше других. Не во всем, конечно, но в профессиональном плане – почему нет? Для этого мы и строим карьеру. Я пришла в эту профессию в 13 лет, меня сразу отправили в новостную редакцию. Конечно, в тот момент, когда я снимала первый сюжет в жизни – простейший, но давался мне крайне тяжело – я слабо представляла себя обладательницей каких-то больших наград. Но быть лучшей хотела всегда. Это ведь такой способ мотивации – работать над собой, учиться чему-то, выигрывать… и проигрывать тоже. Есть в этом и минусы – порой подсознательно равняешь людей по себе и требуешь с них столько же. Потом одергиваешь себя – так нельзя, все разные, взгляды на труд и пути достижения результата другие.
— Терпеть не могу, когда человек не уважает чужое время. Особенно сегодня, когда время – это действительно деньги. Всегда призываю коллег помнить о том, что наша работа – коллективная, что результат зависит от работы всей команды. Когда пять человек ждут одного (без объективных причин срыва dead-line, разумеется) – это неприемлемо.
Не люблю лицемеров. Сама говорю правду людям в лицо, за это меня недолюбливают некоторые граждане. Я считаю, что вместо того, чтобы делать намеки и ждать, пока их поймут и сделают выводы, лучше прямо заявить о том, что тебя не устраивает. Другой вопрос, что высказать претензии можно по-разному. Грешна: не всегда подбираю слова, получается резквато, но, как говорила несравненная Фаина Раневская, «лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью».
Тяжело управлять редакцией информации?
— Всегда тяжело быть руководителем. Самое сложное в этом – оставлять дружеское за входной дверью компании. Приходится абстрагироваться, иначе не будет результата. У главреда всегда много работы хотя бы потому, что, помимо основных функций выпуска в эфир программ, нужно делать еще много смежных вещей. Разбираться надо не только в правилах правописания и стилистики, но и в технике, маркетинге, пиаре, политике… Хочется больше творчества, а у тебя попросту не хватает на него времени, потому что надо подготовить отчет или ведомость какую-нибудь. Важно быть терпеливым человеком, некоторые проблемы можно решить лишь сохраняя хладнокровие. Спасибо большое моей маленькой дочке, которая, кстати, научила меня этому. Я очень эмоциональный человек, раньше, когда хоть что-то шло не по моим правилам, мгновенно выходила из себя, могла накричать даже. Сейчас научилась держать себя в руках, вдыхать, выдыхать, остывать, потом делать. Честно – не всегда получается, конечно, но я стараюсь воспитывать себя.
Тяжело общаться с людьми, понимать их? Сложно ли разговорить человека во время интервью, ведь не все готовы делиться мыслями под объективом телекамеры?
— Я иногда –немножко мизантроп, порой случается, что не хочу общаться вообще ни с кем. Устаю от эмоций и информации. Но это иногда… Как правило, люблю общаться, мне тяжело без людей находиться долго. Был в жизни период, когда был никто не нужен, я закрылась, существовала самостоятельно в своем коконе, мне было достаточно общества себя самое. Потом, случайно выйдя из этого состояния, оказалась в компании хороших и веселых людей, сама удивилась, как такое могло со мной случиться. Поняла, что мне не хватало всего того ажиотажа, который происходил вокруг меня. Думаю, что когда сам любишь общение, то находить общий язык с людьми несложно. Всякое бывает, конечно, и люди разные – с кем-то приятно говорить, с кем-то нет, тут приходят на помощь мысли, что тебе детей с этим человеком не крестить, ты сейчас свою работу сделаешь и пойдешь. Может, больше его никогда не увидишь. Просто берешь и делаешь. Ты тоже далеко не каждому спикеру нравишься, да и не должна, ты же не сто долларов. Хотя я, конечно, бриллиант, но не все любят драгоценные камни. Какие-то странные люди, это их проблемы (смеется).
— Продолжаю саморазвитие. В жизни еще столько направлений, которые мне хотелось бы освоить, хватит до конца дней. Сейчас в планах запуск нескольких телепроектов, один – на радио, скучать некогда. Порой хочется вместо 24 часов в сутки часиков 30, чтобы все успеть, а порой – лечь и лежать весь день, смотреть в потолок и не думать ни о чем. Чтоб телефон не звонил один день, и мессенджеры с соцсетями молчали. Потом думаешь: «Господи, я же такой счастливый человек! У меня все есть: умница-дочь, родители живы-здоровы, отличные друзья, на которых можно положиться, рыжий кот, свой угол, машина, РАБОТА МЕЧТЫ, столько интересных людей вокруг. Ты хороший и востребованный специалист; и это прекрасно, что твой телефон часто звонит и брякает сообщениями». Это истина – не смотри на тех, кому лучше. Смотри на тех, кому хуже, а еще лучше – помоги, если можешь. Тебе это ничего не стоит, а у человека может кардинально поменяться жизнь. И он тоже станет счастливым.
Фото предоставлены ТРК «Сургутинтерновости»
Беседовала Елена Саган