Slider
ifnss 1200x673 1200x673 - Об администрировании утилизационного сбора
Об администрировании утилизационного сбора

ИФНС России по г. Сургуту по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сообщает, что утилизационный сбор в Российской Федерации взимается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1291).

01.08.2023 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2023 № 1118 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291», которое применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после 01.08.2023, в том числе – для личного пользования.

Под ввезенным в Российскую Федерацию для личного пользования понимается транспортное средство, в отношении которого лицом, осуществившим его ввоз, в расчете суммы утилизационного сбора указано, что это транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования, и оно в течение 12 месяцев с даты ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо на иное лицо по истечении этого срока.

29.10.2023 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2023 № 1722 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291», согласно 2 которому в случае, если транспортное средство ранее было ввезено в Российскую Федерацию, то независимо от обстоятельств его приобретения, утилизационный сбор взимается исключительно таможенными органами.

До вступления в силу указанных постановлений, Федеральная налоговая служба взимала утилизационный сбор, уплату которого осуществляли плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а именно в отношении:

— лиц, осуществляющих производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

— лиц, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 указанной выше статьи (в отношении транспортных средств, которые: ввозятся участниками Государственной программы по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо беженцами; а также ввозятся и принадлежат дипломатическим представительствам и консульствам, международным организациям) или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Таким образом, налоговые органы администрировали уплату утилизационного сбора в отношении производителей на территории Российской Федерации и транспортных средств, приобретенных у лиц, которые приобрели транспортные средства, в отношении которых производитель в нарушение установленного порядка не уплатил утилизационный сбор. В иных случаях (при ввозе транспортных средств) налоговый орган не располагает информацией о допущенных нарушениях порядка уплаты утилизационного сбора, следовательно, не имеет оснований для проставления отметки.

Так, иностранным гражданам при въезде на территорию Российской Федерации на собственном автомобиле при пересечении границы необходимо представить определенный перечень документов, регламентируемый таможенным законодательством. При ввозе автомобиля из стран-участников Таможенного союза Евразийского экономического союза (далее – Таможенный союз), если автомобиль ввозится на срок до 1 года (до 31 декабря текущего года), то согласно «Таможенному кодексу Евразийского экономического союза» и Решению совета Евразийской экономической комиссии «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», транспортные средства из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана могут ввозиться без уплаты таможенных пошлин и утилизационного сбора, и для них регистрация в ГИБДД не требуется. Если же машина ввезена на больший срок, оформляется временная регистрация. При этом передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16.24 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» относится к незаконным операциям с временно ввезенными транспортными средствами.

Учитывая, что налоговому органу не представляется возможным определить дату ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации иностранным гражданином, срок, на который данный автомобиль им ввозился, цели ввоза транспортного средства, факт соблюдения или нарушения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза или иных нормативно-правовых актов, связанных с пересечением границы Российской Федерации. Следовательно, налоговый орган не располагает информацией о допущенных нарушениях порядка уплаты утилизационного сбора лицом, не оплатившим данный сбор при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации. При таких обстоятельствах при ввозе транспортного средства, в том числе из стран Евразийского экономического союза, место заключения договора купли-продажи не является определяющим.

На основании изложенного, налоговый орган в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не имеет оснований для взимания утилизационного сбора и проставления отметки о его уплате с лиц, которые приобрели на территории Российской Федерации колесные транспортные средства у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор при его ввозе на территорию Российской Федерации.

Согласно действующей редакции Постановления № 1291, Федеральная налоговая служба администрирует утилизационный сбор в отношении плательщиков, которые:

— осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации (абзац третий пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»);

— приобрели транспортные средства у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора – как у производителей, не уплативших утилизационного сбора, так и у лиц, которые приобрели транспортные средства, в отношении которых производитель не уплатил утилизационного сбора (абзац четвертый пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Учитывая действующую редакцию, взимание утилизационного сбора с лиц, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор в отношении ввезенного колесного транспортного средства, с 29.10.2023 осуществляет Федеральная таможенная служба вне зависимости от даты ввоза такого транспортного средства. Указанная позиция согласована с Федеральной таможенной службой (письмо ФТС России от 28.11.2023 № 01-30/70048).

Пресс-служба ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского   автономного округа – Югры