С 1 апреля производители и импортеры начали брать на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. Концепция получила название «расширенная ответственность производителя». О том, почему в России необходим экологический сбор, рассказал руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров.
«До сих пор производители, как и импортеры, могли не задумываться, что будет с товарами после того, как они выработают «полезный ресурс». Вопрос о том, что станет с товаром, когда он превратится в отход, и какое влияние на природу он окажет, их не касался. Сегодня они обязаны обеспечить утилизацию отходов самостоятельно: или объединившись в ассоциации, или уплатив экологический сбор», – объяснил Сидоров.
Артем Георгиевич Сидоров
Руководитель Росприроднадзора с 11.09.2015
Образование:
- 1997 г. — Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище: Инженер импульсных тепловых машин
- 2001 г. — Казанский государственный университет: Юрист
- 2014 г. — Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева: Инженер-эколог.
Трудовая деятельность:
- 1997 г. — служба в Вооруженных Силах Министерства обороны Российской Федерации в Республике Татарстан.
- с 2001 по 2006 гг. — служба в органах внутренних дел МВД Российской Федерации в Республике Татарстан.
- с 2006 по 2007 гг. — Управляющий делами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
- с 2007 по 2008 гг.- Главный советник Управления по работе с территориями Президента Республики Татарстан.
- с 2008 по 2010 гг. – Заместитель начальника Управления по работе с территориями Президента Республики Татарстан.
- с 2010 по 2015 гг. — Министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
- с 2015 г. – Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ставки, по словам Сидорова, рассчитаны исходя из средних затрат на перевозку и утилизацию отслужившей свой срок продукции, а также из предполагаемых расходов на создание объектов необходимой для этого инфраструктуры. В итоге самая высокая финансовая нагрузка в этой части ляжет на производителей аккумуляторных батарей – они обязаны платить по 33 476 рублей за тонну отходов.
Для сравнения – утилизация бумажной упаковки обойдется производителям в 2 378 рублей за тонну, пластиковой – в 3 844 рубля, а стеклянной – в 2 564 рубля.
«Сегодня иногда приходится слышать мнения, мол, зачем облагать бизнес новым видом налога, хотя экосбор – это неналоговый платеж. Долгое время мы фактически жили по принципу «складируем на полигоне все отходы, а что делать с ними дальше – решим потом». В итоге на полигонах, свалках, в отвалах и хранилищах уже захоронены миллиарды тонн, их суммарная площадь сопоставима с территорией некоторых европейских государств…», – говорит Сидоров.
Меры, по словам главы Росприроднадзора, были приняты оперативно. За минувший год было введено лицензирование всех видов работ с отходами I–IV классов опасности, созданы территориальные схемы в области обращения с отходами. Кроме того, вступил в силу запрет на захоронение полезных фракций. Полноценная работа расширенной ответственности производителя стала еще одной мерой по улучшению экологической ситуации.
Сидоров поясняет, что экосбор не является новым видом налогообложения. Подобная практика стимулирования производителей продукции к снижению негативного воздействия на окружающую среду принята во всем мире.
«Ставки экологического сбора рассчитаны так, чтобы отжившим свое товарам и упаковке было выгодно давать вторую жизнь. Вместо уплаты экосбора производители могут стимулировать потребителей сдавать упаковку. В общем, технологий много. Главное, чтобы было желание», – говорит Сидоров.
Стоит отметить, что средства от экосбора будут направляться в регионы в виде субсидий на формирование отходоперерабатывающей отрасли. Напомним, что 25 российских субъектов выразили желание участвовать в проекте по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами до 2019 года. В число «пилотных» регионов вошла Мурманская область. Строительство мусоросортировочного комплекса и полигона твердых коммунальных отходов мощностью 250 тысяч тонн в год для северной части области будет завершено в этом году.
«Безусловно, ситуация с мусорными горами не изменится в один день. Однако консенсус в обществе по этому вопросу достигнут. И сегодня очень важно, насколько дружно бизнес пройдет тест на экологическую ответственность», – подчеркивает Сидоров.