Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) начал действовать в России с 01.01.1992 и является стратегически важным для реализации экономических и социальных программ государства.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производств товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации.
Особенность НДС заключается в том, что это возмещаемый налог. При определенных условиях налогоплательщик может рассчитывать на получение средств из бюджета или же максимальное снижение налоговой базы, что используется порой для незаконного обогащения. Уклонение от уплаты НДС с помощью фирм – «однодневок» лидирует среди прочих налоговых схем по размеру ущерба, наносимого бюджету.
Выявление схем уклонения от налогов и пресечение применения схем – одна из главных задач Федеральной налоговой службы.
В современном российском обществе уклонение от уплаты налогов представляет собой социально-экономическую практику, характерную для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Уклонение от уплаты налогов имеет ряд негативных для государства и Общества последствий, которые могут выражаться в сокращении доходной части бюджета, недофинансированием социально-экономических программ здравоохранения, образования и других сфер.
В целях пресечения применения схем уклонения от уплаты НДС реализован программный комплекс автоматизированного контроля за НДС.
Основная задача – это полная автоматизация камеральных налоговых проверок по НДС и оперативное выявление зон риска, таких как: сокрытие налогооблагаемого дохода, неправомерное наращивание вычетов по сделкам с формально-легитимными компаниями, неисполнение норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Главное достоинство программного комплекса – возможность автоматически находить несоответствие данных по НДС: программа обрабатывает миллионы электронных деклараций и миллиарды электронных счетов-фактур в год. Данная система контроля разработана с применением новейших облачных технологий, она анализирует операции в режиме реального времени и не имеет аналогов в мире.
С 01.01.2015 в соответствии с п. 5 с. 174 Налогового кодекса все налоговые декларации подаются в электронной форме.
Программный комплекс автоматизированного контроля за НДС сопоставляет данные налоговых деклараций, счетов-фактур, книг покупок и продаж различных налогоплательщиков с целью выявления несоответствий данных.
Налоговые разрывы появляются в результате:
— непредставления контрагентом налоговой декларации по НДС;
— представления контрагентом «нулевой» декларации;
— не отражения в книге продаж счетов-фактур;
— искажения данных счета-фактуры.
При выявлении несоответствий в автоматическом режиме формируются автотребования о представлении пояснений. При необходимости в рамках камеральных налоговых проверок проводится осмотр территорий, истребование документов, опрос сотрудников налогоплательщика и т.д. При наличии оснований – составляется Акт налоговой проверки.
Хотелось бы отметить, что спрос на услуги компаний – «однодневок» значительно снизился. Число компаний – «однодневок» уже достигло исторического минимума и продолжает снижаться. Это прямо связано с деятельностью налоговых органов и их техническим оснащением, позволяющим быстро выявлять компании – «однодневки» и пресекать незаконные способы оптимизации налогов.
На сегодняшний день незаконной практикой также является использование в преступных целях мошенниками сведений о фирмах, которые длительное время представляют отчетность с нулевыми показателями и не ведут деятельность. Заинтересованные лица по поддельным документам представляют налоговую отчетность за компании, руководители которых даже не знают о таких фактах, впоследствии налоговым органом выявляются расхождения с многомиллионными суммами, претензии предъявляются действующим руководителям, либо бенефициарам бизнеса.
Хотелось бы призвать добросовестных налогоплательщиков к бдительности: не передавайте печати, электронные цифровые подписи и доверенности малознакомым третьим лицам (даже, если они ведут вашу бухгалтерию), с целью недопущения уголовного преследования бенефициарных владельцев компаний.
Также, набирает популярность схема по вовлечению в состав участников юридических лиц иностранной компании. Спрос обусловлен обширным спектром представляемых услуг и предложениями, расположенным в открытом доступе в сети интернет.
Введение в состав учредителей (участников), руководителей организаций и граждан с иностранным происхождением привлекает пристальное внимание налоговых и правоохранительных органов.
Внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц при входе в состав участников иностранных компаний и в должности руководителей иностранных граждан поставлено на тотальный контроль. На сегодняшний день наработана практика по отказу в совершении регистрационных действий по результатам проведения мероприятий налогового контроля налоговыми органами совместно со структурами правоохранительных органов, в том числе миграционных служб.
Рекомендуем всем добросовестным налогоплательщикам активно реагировать и взаимодействовать с налоговым органом при получении требований о предоставлении пояснений (документов), уведомлений о необходимости обеспечения явки на рабочие совещания. Надлежащее исполнение таких обязанностей поможет разобраться в сути возникающих у налогового органа вопросах, своевременно и качественно предоставить документальное подтверждение своей позиции и, тем самым, предотвратить негативные последствия.
Пресс-служба ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры